Разрозненные усилия марксистов, работавших до революции в одиночку, были объединены и сконцентрированы в нескольких центрах и направлены на решение общих задач. В этом смысле создание новых научных учреждений, журналов, обществ явилось организационным оформлением марксистского историографического направления, что в значительной мере определило его дальнейшее развитие в Советской республике. Создание новых научных учреждений дало возможность: организовать систематическое проведение научно-исследовательской работы в области истории; приступить к широкому изданию работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, к пропаганде марксистской идеологии в масштабах всей страны, среди всех слоев населения; начать подготовку советских специалистов — историков-марксистов; широ-роко развернуть работу по собиранию, изучению и изданию исторических источников по важнейшим вопросам истории; приступить к выпуску массовой популярной исторической литературы, пропагандировать исторические знания среди широких трудящихся масс. Все это позволило начать наступление на враждебную идеологию на всех участках идеологического фронта за утверждение марксистской теории и методологии в общественных науках, за победу марксизма-ленинизма в русской историографии.
Наряду с созданием политических институтов в первые годы Советской власти развернулась перестройка старой системы образования и всей работы научных и культурных центров. Научные учреждения, появившиеся после Октябрьской революции,— Институт Маркса и Энгельса, Институт В. И. Ленина, Социалистическая академия, Истпарт и другие стали основными центрами изучения и пропаганды марксизма-ленинизма как мировоззрения социалистического общества, центрами формирования советской общественной науки, в том числе и исторической.
С созданием в 1918—1923 гг. советского научного аппарата началось утверждение марксистской методологии и теории во всех областях и сферах исторической науки. В ходе этой работы подготовлялись условия для коренного переворота в области историографии, полной замены старой, буржуазной науки новой, марксистской. Борьба за марксистскую методологию и теорию исторического исследования, развернувшаяся в начале 20-х годов широким фронтом во всех областях исторического знания, проходила в.трудных и сложных условиях. Размах этой работы, ее глубину и эффективность определяли новые научные учреждения и те марксистские кадры, которые в них работали и воспитывались. Новые организационные формы научного творчества не просто сменяли старые и отжившие, но вместе с собой несли новые теоретические и методологические принципы, новую проблематику, новые, противоположные буржуазной, функции общественной науки.