Советская историческая наука рождалась вместе с новым общественным строем в обстановке, когда молодое пролетарское государство, окруженное кольцом врагов, вело упорную борьбу с внутренней и международной контрреволюцией. Острая классовая борьба, экономическая разруха, голод, недостаток топлива и электроэнергии, типографского оборудования и бумаги — все это создавало крайне тяжелые условия для организации и проведения научно-исследовательской работы, но пролетариат упорно создавал свои идеологические кадры. Советское государство и Коммунистическая партия во главе с В. И. Лениным проявляли громадную заботу об исторической науке и ее будущем.
Октябрьская революция устранила все препятствия, мешавшие распространению пролетарской идеологии в России и всестороннему развитию марксистской исторической мысли. Однако поступательное движение исторической науки сдерживалось тем, что в стране совершенно отсутствовали научные учреждения и организации марксистского направления. В условиях буржуазно-помещичьего строя царской России русские марксисты не могли иметь своих научных центров, библиотек, исторических архивов и журналов. Их не допускали к преподавательской работе в высшей школе, они фактически не могли влиять на подготовку марксистских кадров по общественным наукам. Свою исследовательскую работу в области истории, философии, политэкономии они вынуждены были проводить либо за границей (в Женеве, Париже, Лондоне работали М. Н. Лядов , А. М. Коллонтай), либо в подполье, в обстановке строжайшей конспирации, а нередко и в тюрьмах, на каторге, в ссылке, вдали от научных и культурных центров (В. В. Боровский, В. А. Быстрянский, А. Г. Шлихтер и др.).
От старого буржуазного общества осталось, конечно, много архивов и книгохранилищ, специалистов-историков, журналов. Ученые старой школы имели большой опыт исследовательской, публикаторской и педагогической работы. Однако использование этого наследия в условиях диктатуры пролетариата, естественно, носило ограниченный характер. Представители буржуазно-дворянской историографии, воспитанные на идеалистических концеп-^ циях, в большинстве своем были противниками 'марксиз-^& ма. Правда, среди старых специалистов было немало и О таких ученых, которые доброжелательно встретили со-^ циалистическую революцию. С первых лет Советской власти они активно включились главным образом в работу по архивному строительству, участвовали в подготовке документальных публикаций. И тем не менее даже лучшие представители буржуазной исторической школы не смогли оказать существенную помощь в решении большого круга вопросов первостепенной важности. В коренной перестройке для работы в новых условиях и по-новому нуждались и существовавшие тогда научные и учебные центры: Академия наук, Археографическая комиссия, университеты, научные общества, музеи, краеведческие организации.
Победивший пролетариат не имел тогда профессиональных кадров в области общественных наук. Но среди видных деятелей Советского государства и Коммунистической партии были люди, исследовавшие еще до революции важнейшие проблемы истории России: Н. Н. Батурин, В. А. Быстрянский, В. В. Боровский, М. Н. Лядов, М. С. Ольминский, М. Н. Покровский и др. Занятые повседневной партийной и государственной работой, они не могли, конечно, удовлетворить все потребности научно-исследовательской и популяризаторской работы. Однако они были первыми зачинателями, первой надежной опорой в новом и трудном деле.
1 октября 1918 г. состоялось открытие Социалистической академии. Она включала две секции (научно - академическую и учебно-просветительную) и четыре отделения (социально-историческое, политико-юридическое, финансово-экономическое и технико-экономическое). Социально-историческое отделение занималось подготовкой специалистов по истории. Уже в первый год существования помимо политико-воспитательной и учебной работы, ко