В 1921 г. были созданы Комиссия по истории молодежного и коммунистического движения (Истмол) и Комиссия по истории профессионального движения (Истпроф) и их отделения на местах. Они стали заниматься собиранием, изучением и изданием материалов об участии молодежи и профсоюзов в революционном движении.
Большое влияние на процесс формирования советской исторической науки и утверждение марксистской теории и методологии в исторических исследованиях оказал Институт К- Маркса и Ф. Энгельса, созданный в 1921 г. по решению Центрального Комитета РКП (б). Он занимался исследованием истории возникновения и развития марксизма, изучением и обобщением опыта международного рабочего и коммунистического движения. С первых лет существования Института его сотрудники направили свои усилия на собирание литературного наследия К- Маркса и Ф. Энгельса. Коллекции рукописей, материалов и документов, изданий и сочинений легли в основу архива Института. Поступившие в Институт материалы позволили приступить к публикации собрания сочинений основоположников научного коммунизма, первые пять томов которого были подготовлены к концу 1923 г. Институт наметил и стал осуществлять широкую программу изданий литературного наследия Маркса и Энгельса, создавая тем самым необходимые условия для всестороннего изучения марксистской теории и ее распространения во всех областях знания.
Собиранием, систематизацией и изучением ленинского наследия стал заниматься созданный в 1923 г. по инициативе Московского комитета РКП (б) Институт Ленина. Под руководством Центрального Комитета партии были определены структура, важнейшие задачи и формы работы Института. В специальной резолюции XIII съезда РКП (б) говорилось: «Съезд одобряет подготовительную работу, проделанную уже Институтом в деле собирания материалов и ознакомления с ними широких масс трудящихся.
Возникновение в первые годы Советской власти таких научных центров, как Социалистическая академия, Институт К- Маркса и Ф. Энгельса, Истпарт и других, оказавших громадное влияние на формирование советской исторической науки, стало возможно только благодаря победе нового общественного строя в нашей стране. С этого времени Россия — родина ленинизма — становится первой в мире страной, где марксизм-ленинизм превращается из идеологии угнетенных и эксплуатируемых в идеологию господствующего и правящего класса, строящего социализм.
Революция должна была защищать себя идеологически, и для этого она разрушала и перестраивала старые научные и просветительные организации — рассадники буржуазной идеологии — и создавала новые, призванные решать в своей практической деятельности важные научные и политико-воспитательные задачи. За всю историю марксизма-ленинизма это были первые научные учреждения, созданные государством, способные не только изучать и распространять идейное наследие величайших вождей пролетариата, но и защищать его от врагов, развивать и углублять в процессе революционных преобразований и социалистического строительства.
Революционная эпоха определила характер, направление, размах и формы деятельности новых научных организаций. Все они создавались для утверждения господствующей идеологии марксизма-ленинизма как центры новой научно-исследовательской работы. В этом же плане развертывалась деятельность архивных учреждений, научных обществ и их отделений на местах, исторических и историко-революционных музеев. Они, как правило, не занимались непосредственной подготовкой кадров, но своей практической деятельностью активно способствовали их формированию и оказывали большое влияние на воспитание историков-марксистов.