СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

В 1921 г. были созданы Комиссия по истории моло­дежного и коммунистического движения (Истмол) и Комиссия по истории профессионального движения (Истпроф) и их отделения на  местах.  Они стали заниматься собиранием, изучением и изданием материалов об участии молодежи и профсоюзов в революционном дви­жении.

Большое влияние на процесс формирования советской исторической науки и утверждение марксистской теории и методологии в исторических исследованиях оказал Институт К- Маркса и Ф. Энгельса, созданный в 1921 г. по решению Центрального Комитета РКП (б). Он зани­мался исследованием истории возникновения и развития марксизма, изучением и обобщением опыта международ­ного рабочего и коммунистического движения. С первых лет существования Института его сотрудники направили свои усилия на собирание литературного наследия К- Маркса и Ф. Энгельса. Коллекции рукописей, мате­риалов и документов, изданий и сочинений легли в основу архива Института. Поступившие в Институт материалы позволили приступить к публикации собрания сочинений основоположников научного коммунизма, первые пять то­мов которого были подготовлены к концу 1923 г. Институт наметил и стал осуществлять широкую программу изда­ний литературного наследия Маркса и Энгельса, создавая тем самым необходимые условия для всестороннего изу­чения марксистской теории и ее распространения во всех областях знания.

Собиранием, систематизацией и изучением ленинского наследия стал заниматься созданный в 1923 г. по иници­ативе Московского комитета РКП (б) Институт Ленина. Под руководством Центрального Комитета партии были определены структура, важнейшие задачи и формы рабо­ты Института. В специальной резолюции XIII съезда РКП (б) говорилось: «Съезд одобряет подготовительную работу, проделанную уже Институтом в деле собирания материалов и ознакомления с ними широких масс трудя­щихся.

Возникновение в первые годы Советской власти таких научных центров, как Социалистическая академия, Ин­ститут К- Маркса и Ф. Энгельса, Истпарт и других, ока­завших громадное влияние на формирование советской исторической науки, стало возможно только благодаря победе нового общественного строя в нашей стране. С это­го времени Россия — родина ленинизма — становится первой в мире страной, где марксизм-ленинизм превра­щается из идеологии угнетенных и эксплуатируемых в идеологию господствующего и правящего класса, строя­щего социализм.

Революция должна была защищать себя идеологиче­ски, и для этого она разрушала и перестраивала старые научные и просветительные организации — рассадники буржуазной идеологии — и создавала новые, призванные решать в своей практической деятельности важные науч­ные и политико-воспитательные задачи. За всю историю марксизма-ленинизма это были первые научные учрежде­ния, созданные государством, способные не только изу­чать и распространять идейное наследие величайших вож­дей пролетариата, но и защищать его от врагов, разви­вать и углублять в процессе революционных преобразо­ваний и социалистического строительства.

Революционная эпоха определила характер, направле­ние, размах и формы деятельности новых научных органи­заций. Все они создавались для утверждения господству­ющей идеологии марксизма-ленинизма как центры новой научно-исследовательской работы. В этом же плане раз­вертывалась деятельность архивных учреждений,  науч­ных обществ и их отделений на местах, исторических и историко-революционных музеев. Они,   как  правило, не занимались  непосредственной   подготовкой  кадров,  но своей практической деятельностью активно способствова­ли их формированию и оказывали большое влияние на воспитание историков-марксистов.

Оглавление