торая заметно преобладала в деятельности Академии, началась разработка по заданию СНК материалов по истории первой мировой войны, готовились к изданию сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса. Кроме того, было начато изучение архива дома Романовых. Социалистическая академия активно включилась в общественную и политическую жизнь столицы, посылала своих представителей для чтения лекций в учебно-просветительные советские учреждения и на различные курсы. По ее инициативе в Москве организовывались лекции, диспуты, торжественные заседания и митинги с целью пропаганды социализма и разоблачения его идеологических противников. 15 ноября 1918 г. в Москве состоялся концерт-митинг, посвященный годовщине Октябрьской революции; 17 ноября были сделаны доклады и после них организован диспут о К- Каутском и каутскианстве; 26 января 1919 г. состоялось торжественное заседание, посвященное памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург, а 19 января 1920 г.— торжественное заседание, посвященное памяти А. И. Герцена, на котором был заслушан доклад М. Н. Покровского «Герцен как историк» и др5.
Однако задачи, поставленные В. И. Лениным перед Социалистической академией, выполнить сразу не удалось. Сказались тяжелейшие условия того времени; к середине зимы 1918 г. большинство слушателей ушло на фронт. Отрицательно повлияло и то, что в число сотрудников Академии первого состава входили меньшевики, эсеры, бывшие народники, т. е. лица, весьма далекие от подлинно научного, марксистского мировоззрения. Они мешали работать, отвлекая внимание слушателей от первоочередных задач пропаганды марксизма. Но, несмотря на все недостатки и трудности, Социалистическая академия стала все же крупнейшим центром в стране по популяризации и распространению марксизма среди трудящихся, она стала организационной формой привлечения видных деятелей партии к исследовательской работе. Вокруг Социалистической академии стала группироваться молодежь, живо интересовавшаяся проблемами общественного развития. Так закончился первый этап организационного и идейного становления Социалистической академии.
С весны 1919 г. стало наблюдаться заметное оживление в деятельности Социалистической академии, особенно в области исторических исследований. В 1921—1922 гг. были разработаны научные планы. В кабинетах и секциях по рабочему вопросу, истории общественной мысли и революционного движения в России, экономике, советскому строительству, по истории международных отношений начались серьезные исследования7. Большое внимание уделялось изучению истории России, ее экономическому развитию накануне революции, истории рабочего класса и его борьбе, истории внешней политики и международных отношений периода империализма, вопросам социалистического строительства. Среди руководителей и научных сотрудников кабинетов были видные деятели партии и марксисты-историки: М. Н. Покровский, В. П. Волгин, Ф. А. Ротштейн, А. С. Бубнов, Ш. М. Дволайцкий, В. М. Фриче, В. П. Милютин и др. С осени 1922 г. в Социалистической академии стали регулярно проводиться обсуждения научных докладов и сообщений. В течение 1922—1923 гг. были заслушаны выступления В. П. Милютина «Роль государственного капитализма в системе советского хозяйства», В. К- Никольского «О комплексном методе исследования первобытной культуры», М. Н. Покровского «9 января 1905 г.», «Маркс как историк» и др.9 Социалистическая академия становилась крупнейшим в стране марксистским центром по общественным наукам и прежде всего в области истории. Уже в первое пятилетие своего существования она достигла значительных успехов как в организации и проведении исследований, так и в подготовке новых научных сил. Сотрудники Академии ставили и решали новые научные проблемы, руководствуясь марксистской теорией и методологией.
Еще задолго до революции большевистские организации по инициативе В. И. Ленина начали собирать истори-ко-партийные документы и материалы. Однако в условиях царской России эта работа не могла проводиться планомерно и в широких масштабах. Она стала возможна только после победы Октября.