ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В 1921—1923 гг.

Методологической основой его работы были сочинения В. И. Ленина, в которых дана оценка этого оппортуни­стического направления, его ограниченности и опасно­сти для пролетариата и социал-демократии. В этом пла­не фактический материал книги как бы иллюстрирует ленинские выводы26. Специальный раздел книги, вызвав­ший в те годы бурную полемику на страницах советской прессы, освещает вопрос о социальных корнях эконо­мизма. Классовую базу экономизма автор видел в зна­чительном приливе в ряды рабочего класса непролетар­ских слоев, которые неизбежно накладывали «отпечаток консервативности и на самые формы рабочего движе­ния». Эти мелкобуржуазные элементы явились осно­вой того течения в рабочем движении, которое получи­ло название экономизма. «...Мелкобуржуазная психо­логия, в свою очередь, переходила на прочие группы рабочих, ибо непосредственный ее носитель давил своим количеством, и тем усиливала те иллюзии, которые вы­зывал подъем и успех стачек у всего пролетариата в целом». С другой стороны, оппортунизм вырос на ос­нове так называемой «рабочей аристократии», и «только для этой узкой прослойки рабочих экономизм имел свой настоящий смысл тред-юнионизма».

Определяя экономизм как оппортунистическую сис­тему, вскрывая его антиреволюционный характер, В. Астров постоянно обращается к работам В. И. Лени­на, противопоставляя экономизму марксистско-ленин­скую теорию и тактику. В заключении работы автор показывал, что «меньшевизм так же, как и экономизм опирается на слои рабочих, близкие к мелкой буржуа­зии, питается мелкобуржуазными настроениями в рабочей среде». Сравнением этих двух течений вскрывалась их тесная идейная и историческая связь и преемст­венность.

Исследование В. Астрова опровергает меньшевист­скую трактовку экономизма, нашедшую особенно пол­ное выражение в работах бывшего экономиста и мень­шевика Акимова-Махновца. Астров сумел не только отказаться от меньшевистской трактовки экономизма, но и выступил с критикой меньшевиков по важнейшим вопросам: определение социал-демократии, соотношение экономической и политической борьбы, значение социа­листической теории для рабочего движения, роль пар­тии как руководителя пролетариата и др. Оппортуни­стической трактовке роли социал-демократии как «лишь сознательной выразительнице» стихийного рабочего движения автор противопоставил марксистско-ленин­ское понимание. «Социал-демократия,— писал он,— есть соединение рабочего движения с социализмом, классо­вой борьбы пролетариата с его классовым созна­нием». В противоположность меньшевистской харак­теристике Петербургского союза борьбы как организа­ции, ничем принципиально не отличавшейся от стачечных касс и явившегося родоначальником эконо­мизма, В. Астров, освещая деятельность Союза, подчер­кивает, что она «является самой блестящей страницей в истории движения». При этом автор показывает роль В. И. Ленина как руководителя Союза. Ценным ка­чеством работы В. Астрова является антименьшевист­ская направленность, именно в то время, когда меньше­вистская историография, хотя и сдавала одну позицию за другой, но все же продолжала еще отстаивать свои концепции в истории рабочего движения.

   Автор   ре­цензии в целом разделял взгляд В. Астрова, что эко­номизм   базировался на  полукрестьянских   слоях   про­летариата, «но если эта сырая,   полукрестьянская   мас­са   не являлась   постоянной   базой оппортунизма, то у последнего имелся и постоянный оплот в лице рабочей аристократии, правда, составлявшей очень тонкий слой пролетариата»   Рецензенту   Н.   Н.   Батурину    книга В.  Астрова  понравилась «прежде всего  основательной и  всесторонней  проработкой   первоисточников»,   обсто­ятельным  социально-экономическим очерком  и анализом всех характернейших документов экономистов. По мне­нию Н. Н.  Батурина, автор   менее   удачно   справился с решением вопроса о социальной   основе   экономизма и меньшевизма, недостаточно глубоко раскрыл влияние на эти течения «верхушки», или «аристократии», рабо­чего класса, с одной стороны, и отсталой полукрестьян­ской массы, с другой.

Оглавление