ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В 1921—1923 гг.

За границей в это время вы­ходили материалы только лагеря контрреволюции, ярко выраженного тенденциозного, антисоветского харак­тера .

В буржуазной исторической науке хорошо была раз­работана (конечно, с позиций буржуазной методологии) критика и принципы издания источников феодального периода (XXVIII вв.). Новой и новейшей истории уделялось мало внимания, история революционного движения не изучалась совсем. У советской историче­ской науки в этой области не было опыта старого источниковедения и археографии. Критику источников по истории классовой борьбы и революционного дви­жения, принципы издания приходилось создавать зано­во. И хотя публикации тех лет страдали серьезными недостатками, тем не менее в этой области были достиг­нуты значительные успехи. В критике памятников прошлого в общем правильно был определен круг проб­лем и задачи исследования. Время появления памятни­ка, его автор, характер, из какого лагеря исходит, сте­пень точности сообщаемых фактов, событий, ценность данного источника для науки — все эти сведения обыч­но помещались в предисловиях, примечаниях и коммен­тариях.

В. И. Ленин, занятый важнейшими государственны­ми делами, находил время интересоваться развитием научно-публикаторской работы в стране. Он требовал большого внимания и серьезного отношения к этому важному делу; он приходил в негодование от всякого рода безответственности и халатности издателей и со­ставителей документальных сборников, требовал немед­ленного исправления ошибок и сурового наказания ви­новников. Так было, например, со сборником по истории русско-французских отношений, вышедшим в 1922 г. Познакомившись с ним, В. И. Ленин 15 апреля писал И. В. Сталину для Политбюро: «Только что получил книгу „Материалы по истории франко-русских отноше­ний за 1910—1914 гг.

Историки-марксисты только что приступали к изуче­нию богатого наследия и методики работы К. Маркса и В. И. Ленина над историческими источниками. Там, где изданиям документов предшествовала большая подготовительная работа по выявлению, отбору и ар­хеографической обработке материалов, они были совер­шеннее; например, «Памятники агитационной литера­туры», «К двадцатипятилетию Российской социал-де­мократической рабочей партии», «Крестьянское движение 1902 г.» и ряд публикаций на страницах жур­налов отличаются довольно высоким научным уровнем. Обстоятельные вступительные статьи, продуманное расположение материалов, серьезные примечания и ука­затели,— все это облегчало использование исторических источников в научно-исследовательской и педагогиче­ской работе. Так в процессе подготовки и издания ис­торических документов накапливался опыт в области источниковедения и археографии, вырабатывались важнейшие  принципы  публикации  исторических  источников нового типа; развивались новые вспомогательные дисциплины — советское источниковедение и архео­графия.

Историческая литература начала 20-х годов по свое­му научному уровню была значительно выше изданий предыдущих лет. К этому времени были уже накоплены некоторые навыки источниковедческой и археографиче­ской работы, успешно привлекались историки старой школы (В. И. Пичета, С. Н. Валк, А. А. Шилов, М. К. Лемке и др.). Как уже отмечалось, проблемами истории рабочего класса и его борьбы занимались до революции все вид­ные деятели российской социал-демократии.

Вождь пролетариата, гениальный теоретик больше­визма и основатель партии В. И. Ленин в своих трудах исследовал историю рабочего класса в тесной связи с более общими теоретическими вопросами о становле­нии и развитии капиталистической формации, о ее осо­бенностях в России; исторические сюжеты были подчи­нены главному вопросу — выявлению всемирно-истори­ческой роли пролетариата и его гегемонии в предстоящей социалистической революции. Можно без преувеличе­ния сказать, что любое произведение В. И.

Оглавление