ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В 1921—1923 гг.

Полемика вокруг,книги Астрова весьма характерна для творческих обсуждений исторических исследований начала 20-х годов. Хотя они и страдали такими серьез­ными . недостатками, как слабость аргументации, но нельзя не отметить важности поднимавшихся вопросов, глубоко творческого подхода историков к их решению.

Такой же характер носила дискуссия вокруг книги молодого в те годы историка, слушателя Института красной профессуры С. Айнзафта. Его работа посвяще­на зубатовщине и гапоновщине. В дореволюционной литературе история «полицейского социализма» опи­сывалась как самими участниками событий, так и ис­ториками мелкобуржуазного, главным образом, меньше­вистского направлении. Эта литература давала иссле­дователю фактический материал, но в ней, как пра­вило, содержались неверное понимание сущности и роли этих организаций в истории рабочего движения, явная переоценка и преувеличение их значения, извест­ная идеализация

 При всех серьезных недостатках книга С. Айнзафта явилась первой обобщающей марксистской работой о гапоновщине и зубатовщине. Автор не только собрал и осмыслил значительный фактический матери­ал, но и сделал ряд интересных наблюдений и попыток по-новому подойти к решению некоторых вопросов ис­следуемой темы. Правильно, с марксистских позиций, определив сущность зубатовщины и гапоновщины, ее цели и задачи, С. Айнзафт, однако, сделал неверный вывод об историческом смысле и месте «полицейского социализма» в истории рабочего , движения России. Он утверждал, что «полицейский социализм» явился закономерным явлением в истории русского рабочего движения, его органической частью; без него невозмож­но было дальнейшее развитие рабочего движения по тому пути, которым оно пошло. Трудно сказать, что привело автора к этому, совершенно не вытекающему из его исследования выводу. В основе этого, как нам кажется, лежало недостаточно глубокое знание пред­шествующего и последующего периодов истории рабо­чего движения. Автор не использовал архивные мате­риалы, не все опубликованные источники привлек при подготовке первого и последующих изданий (например, «Красный архив», 1922, № 1, «Красная летопись», 1922, № 1). Недостаточное знакомство с работами В. И. Ле­нина, содержащими оценку зубатовщины и гапоновщи­ны, помешало автору осмыслить и правильно оценить изученные события; преодолев немарксистскую трак­товку «полицейского социализма», он не смог поднять­ся до правильного решения этой темы в целом.

В том же году появились две рецензии на книгу С. Айнзафта. Авторами их были М. Н. Покровский и С. А. Пионтковский. Справедливо отметив основной недостаток работы, М. Н. Покровский допустил ряд искажений авторского текста и недостаточно обоснован­ных   обвинений,   хотя    в    целом  дал   высокую   оценку ниге. Он отмечал новизну тематики, добросовестное изложение фактического материала, освещение истории зубатовщины не только в Петербурге и Москве, как это делалось большинством его предшественников, но и сре­ди пролетариата Минска и Одессы. Покровский упрекал автора в описательности, недостаточной , последователь­ности и противоречивости. По его мнению, крупнейшей методологической ошибкой было игнорирование авто­ром вопроса об объективных условиях подъема рабоче­го движения в 1904—1905 гг. и недооценка материаль­ного положения рабочего класса. Однако М. Н. Покров­ский несправедливо упрекал С. Айнзафта в непонимании таких категорий, как «сознательность» и «культур­ность», в недостаточности разработки вопроса о лично­сти Гапона, его участии в революционном движении и связи с полицией. В одной из своих статей о 1905 г. В. И. Невский писал: «...Массовое революционное дви­жение только за несколько часов его шествия до Нарв-ских ворот очистило его от его охранной скверны, а как только царские пули пронзили иконы и портрет царя, Гапона уже не было, остался только охранник, малень­кий и ничтожный, самовлюбленный и трусливый.... Героем 9-го января был только сам пролетариат, и в этом величие движения и состоит...

Оглавление