ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В 1921—1923 гг.

Указав на эти недостатки, Бату­рин, однако, рекомендовал книгу «как лучшее и наибо­лее полное пособие по вопросу об экономизме».

И не среди отхожих рабочих и не низших слоев пролетариата, а в экономически (а следовательно и культурно) более высших слоях пролетариата экономизм находил себе адептов». С этих позиций он и критиковал книгу В. Астрова, охарактеризовав ее как неудачную попытку дать решение вопроса о классовой основе экономизма. По мнению Н. Л-ра, автор должен был изучить поло­жение «привилегированной» части пролетариата Пите­ра, Москвы и других промышленных центров, выяснить, в какой мере выделились квалифицированные слои ра­бочего класса, отдифференцировались от общей массы пролетариата, исследовать психологию и идеологию этой среды, организационные формы их объединения и т. п. Н. Л-р справедливо критиковал В. Астрова за то, что он совершенно не осветил политических условий, в которых оппортунизм потерпел крах, не показал раз­ложение экономизма, без чего нельзя понять победы «Искры» на II съезде партии. Н. Л-р считал большим пробелом книги отсутствие в ней материалов о Бунде, «где экономизм принял классические формы, где наибо­лее ясно видны причины позднейшего перелома, где, наконец, наиболее ярко видна преемственная связь между экономизмом и меньшевизмом»; изучение Бунда позволило бы «вернее и лучше зарисовать и социальную базу экономизма и конкретную картину развития его как с.-д. течения»37. С таких же позиций, но в более резкой форме, критиковал второе издание этой книги и В. Пепел.

В развернувшемся споре о социальных корнях эко­номизма Н. Н. Батурин защищал взгляд В. Астрова. Критикуя противников своей точки зрения, он еще раз подчеркивал, что экономизм, как оппортунистическое течение, мог опираться, с одной стороны, на отсталые полукрестьянские массы рабочих, а с другой — на вы­сококвалифицированную «верхушку».

С появлением статьи Г. Лелевича в журнале «Про­летарская революция» этот спор превратился  в  дискус­сию о социальных корнях оппортунизма вообще, о его природе и характере влияния   на   рабочее   движение. Не вдаваясь в подробное описание   этой   полемики, выходящей за рамки нашей темы, отметим, что Г. Ле-левич, выступая против Н. Батурина, доказывал: оппор­тунизм является выражением мелкобуржуазных тенден­ций   в   рабочем   движении   и   что    конкретный    подход к  выяснению   социальных   корней   оппортунизма   пока­зывает  мелкобуржуазную,  а   не   крупнокапиталистиче­скую природу оппортунизма, хотя на деле оппортунизм «служит  крупной  буржуазии для  подчинения  себе ра­бочего движения». В ответе Н. Батурина Г. Лелевичу подробно излагается его точка зрения   на   природу оп­портунизма. Тогда же В. Астров выступил на страни­цах «Спутника коммуниста» и журнала «Под знаменем марксизма»   с ответом   своим   критикам43.   Продолжая отстаивать свой взгляд,   он   обращал   внимание   своих оппонентов на то обстоятельство, что в России вопрос о «рабочей аристократии» стоит иначе, чем в европей­ских странах. Выступая против Н. Л-ра и других, отри­цавших влияние полукрестьянских слоев пролетариата на возникновение оппортунизма, и против Н. Батурина, умалявшего   мелкобуржуазный   характер   экономизма, В. Астров еще раз подчеркивал: «...Современный оппор­тунизм во всех его видах представляет из себя сложный оциальный комплекс, в котором в разных пропорциях и отношениях переплетаются и переливаются друг в друга две указанные мною социальные струи оппор­тунизма» . Из всех участников дискуссии взгляды В. Астрова оказались близки только к позиции Г. Леле­вича, спорившего, однако, с Н. Батуриным.

Характер обсуждения проблем, поднятых в книге В. Астрова, показал, что среди историков-марксистов не было единого мнения по вопросу о социальных кор­нях оппортунизма, его природе и характере, а также о его особенностях в России. Решение вопроса тормози­лось в то время слабой изученностью истории русского пролетариата, количества, степени влияния и особенно­стей рабочей аристократии в России.

Оглавление