ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА В 1921—1923 гг.

В специальном постановлении «О двадцатипятилет­нем юбилее партии» всем губкомам и обкомам РКЩ (б) предлагалось отметить день 14 марта «открытыми общи­ми собраниями, которые провести в торжественной об­становке, поставить доклады об итогах двадцатипятилет­ней работы и очередных задачах». В клубах и на пред­приятиях намечалось провести вечера воспоминаний из истории организации, о ее выдающихся деятелях; выпу­стить специальные номера газет и журналов, посвящен­ные юбилею, привлечь, для этого партийных работников и рабочих, уделив главное внимание истории и деятель­ности местных организаций. Предлагалось провести со­ответствующие занятия в марксистских кружках и ячей­ках, организовать широкие митинги беспартийных рабо­чих .

Юбилей партии был широко отмечен на страницах га­зет и журналов, специальными изданиями документов, популярной и научной литературы, лекциями, доклада­ми, митингами. Активное участие в торжествах принима­ли советские историки.

Празднование знаменательных дат способствовало распространению марксистской идеологии и популяриза­ции исторических знаний среди широких масс населения. В партийных документах и постановлениях давались марксистские оценки важнейшим событиям русской ис­тории; они являлись основой не только для агитационно-пропагандистской, но и для научно-исследовательской работы; нацеливали историков на разработку наиболее важных и мало изученных проблем.


Изучение истории партии в начале 20-х годов прохо­дило в двух направлениях. Первая группа работ — это общие очерки типа лекционных курсов, посвященные исто­рии партии со времени ее возникновения. Эти работы пре­следовали более всего учебные и политико-воспитатель­ные цели. Однако в концепционном отношении их значе­ние не менее важно, чем литературы более специальной, посвященной локальным темам. Вторая группа работ — это главным образом статьи и небольшие монографии, посвященные отдельным периодам, сторонам и момен­там истории подготовки и возникновения социал-демо­кратии, истории съездов, деятельности местных больше­вистских организаций и т. п. Если в общих курсах веду­щую роль играла компилятивная сторона, то в этих ра­ботах преобладал элемент самостоятельной творческой разработки. Эти исследования, освещавшие конкретные темы, послужили позднее основой для создания обобща­ющих работ и курсов по истории партии. В группе ис­следовательских работ необходимо отметить статьи: М. С. Ольминского, В. И. Невского, М. Н. Лядова, О. А. Баренцевой, написанные на основе значительного круга источников, личных воспоминаний, а нередко и ар­хивных материалов .

Книга А. С. Бубнова ценна была прежде всего тем, что в ней давалась четкая периодизация истории партии со времени ее возникновения, основанная на ленинском учении. Обращает на себя внимание стремление автора показать связь партии с рабочим движением. Он писал: «Революционная пролетарская партия росла вместе с развитием рабочего движения. В течение десятилетий русский рабочий вел упорную борьбу с царизмом — этим отвратительным пережитком старого докапиталистиче­ского порядка. В условиях этой борьбы и складывалась социал-демократическая партия». Фактографическая база этой работы была еще не широкая. Поэтому автор не смог глубоко и всесторонне осветить историю пар­тии в связи с развитием рабочего движения, а последне­го — с социально-экономическим процессом. Однако сама попытка обосновать научную периодизацию истории Ком­мунистической партии, дать характеристику важнейших этапов ее развития и борьбы за победу социалистической революции в нашей стране в связи с историей пролетар ского движения заслужила в те годы высокую оценку.

Начало 20-х годов отмечено появлением нескольких

Оглавление