Перед этими факультетами ставились задачи; разработка и распространение идей научного социализма, применение марксистского метода во всех областях общественных наук, преобразование учебных планов, особенно юридического и историко-филологического факультетов, в связи с новыми задачами и перспективами развития науки и просвещения .
В 1918—1919 гг. в университетах с открытием новых кафедр по социологии и истории социализма началась перестройка преподавания исторических дисциплин. Однако коренные изменения в этой области были связаны все же с образованием факультетов общественных наук (ФОН). 3 марта 1919 г. Наркомпрос утвердил положение о факультетах общественных наук.
Перестройка высшей школы проходила медленнее, чем в других областях культурного строительства. И между тем путь постепенного реформирования был самым верным по отношению к высшим учебным заведениям и научным учреждениям. В своих воспоминаниях М. Н. Покровский рассказывает, что Владимир Ильич неоднократно повторял работникам Наркомпроса: «Ломайте меньше»; он предостерегал их от чрезмерного увлечения ломкой старой школы. Перестройка системы преподавания общественных наук в университетах проходила не одновременно и не везде одинаково успешно. Раньше всего она стала проводиться в Московском университете, где была значительная группа преподавателей- марксистов, в других же университетах страны перестройка началась только с 1920—1921 гг.133
В 1920 г. был принят декрет СНК, в котором говорилось: «Ввиду крайней устарелости учебных планов, программ и методов преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР, а также совершенной неприспособленности этого преподавания к основным потребностям советского строительства, Совет Народных комиссаров постановил образовать при Народном комиссариате по просвещению комиссию... для коренного пересмотра преподавания общественных наук в высших школах Республики». В комиссию вошли В. А Быстрян-ский, В. П. Волгин, Н. М. Лукин, Ю. Мархлевский, М. Н. Покровский, И. И. Скворцов-Степанов, В. М. Фри-че и Ф. А. Ротштейн и др. Народный комиссариат просвещения обязан был предоставить в распоряжение комиссии все необходимые для ее работы материалы — учебные планы, программы, списки преподавателей по общественным наукам. Комиссия должна была не позднее 15 января 1921 г. представить на утверждение Совета Народных Комиссаров новые учебные планы преподавания общественных наук, детально разработанные программы основных теоретических курсов, а также списки лиц, намеченных для преподавания по новым программам.
Проведение в жизнь этих декретов СНК имело решающее значение не только для подготовки молодых специалистов. Изменялся соответственно и характер работы профессорско-преподавательского состава университетов, в том числе историков. Несмотря на ряд существенных недостатков, характерных для времени становления советской исторической науки, преподавательская работа историков-марксистов была исключительно плодотворна и важна для воспитания студентов. Она оказала большое влияние и на лучшую часть буржуазной профессуры, работавшей в университетах. С ликвидацией кафедры богословия сократились курсы по истории религии; больше внимания уделялось вопросам новой и новейшей истории; появились курсы и семинары по истории революционного движения в России XIX—XX вв., по истории рабочего класса . Разработка новой тематики курсов и семинарских занятий пробуждала интерес к новым, нужным для народа проблемам у лучших.представителей буржуазной науки. Изучая экономическую историю, историю классовой борьбы и революционного движения, старые специалисты начинали овладевать теорией исторического материализма.
Значительные изменения произошли в те годы в подго