ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

Перед этими факультетами ставились задачи; разработка и распространение идей научного социализ­ма, применение марксистского метода во всех областях общественных наук, преобразование учебных планов, особенно юридического и историко-филологического фа­культетов, в связи с новыми задачами и перспективами развития науки и просвещения .

В 1918—1919 гг. в университетах с открытием новых кафедр по социологии  и истории  социализма  началась перестройка преподавания исторических дисциплин. Од­нако коренные изменения в этой области  были  связаны все же с образованием факультетов общественных   наук (ФОН). 3 марта 1919 г. Наркомпрос утвердил положение о факультетах общественных наук.

Перестройка высшей школы проходила медленнее, чем в других областях культурного строительства. И меж­ду тем путь постепенного реформирования был самым верным по отношению к высшим учебным заведениям и научным учреждениям. В своих воспоминаниях М. Н. Покровский рассказывает, что Владимир Ильич неоднократно повторял работникам Наркомпроса: «Ло­майте меньше»; он предостерегал их от чрезмерного ув­лечения ломкой старой школы. Перестройка системы преподавания общественных наук в университетах прохо­дила не одновременно и не везде одинаково успешно. Раньше всего она стала проводиться в Московском уни­верситете, где была значительная группа преподавателей- марксистов, в других же университетах страны перестрой­ка началась только с 1920—1921 гг.133

В 1920 г. был принят декрет СНК, в котором говори­лось: «Ввиду крайней устарелости учебных планов, про­грамм и методов преподавания общественных наук в выс­ших учебных заведениях РСФСР, а также совершенной неприспособленности этого преподавания к основным по­требностям  советского  строительства,  Совет  Народных комиссаров постановил образовать при Народном комис­сариате по просвещению комиссию... для коренного пе­ресмотра преподавания общественных   наук   в   высших школах Республики». В комиссию вошли В. А  Быстрян-ский, В. П. Волгин,   Н.   М.   Лукин,   Ю.   Мархлевский, М. Н. Покровский, И. И. Скворцов-Степанов, В. М. Фри-че и Ф. А. Ротштейн и др. Народный комиссариат просве­щения обязан был предоставить в распоряжение комис­сии все   необходимые для ее работы материалы — учеб­ные планы, программы, списки преподавателей по обще­ственным  наукам.  Комиссия  должна  была  не  позднее 15 января  1921  г. представить на утверждение Совета Народных Комиссаров новые учебные планы преподава­ния  общественных  наук,  детально  разработанные  про­граммы основных теоретических курсов, а также списки лиц, намеченных для преподавания по новым програм­мам.

Проведение в жизнь этих декретов СНК имело реша­ющее значение не только для подготовки молодых специа­листов. Изменялся соответственно и характер работы про­фессорско-преподавательского состава университетов, в том числе историков. Несмотря на ряд существенных недостатков, характерных для времени становления со­ветской исторической науки, преподавательская работа историков-марксистов была исключительно плодотворна и важна для воспитания студентов. Она оказала большое влияние и на лучшую часть буржуазной профессуры, ра­ботавшей в университетах. С ликвидацией кафедры бого­словия сократились курсы по истории религии; больше внимания уделялось вопросам новой и новейшей истории; появились курсы и семинары по истории революционного движения в России XIXXX вв., по истории рабочего класса . Разработка новой тематики курсов и семинар­ских занятий пробуждала интерес к новым, нужным для народа проблемам у лучших.представителей буржуазной науки. Изучая экономическую историю, историю классо­вой борьбы и революционного движения, старые специа­листы начинали овладевать теорией исторического мате­риализма.

Значительные изменения произошли в те годы в подго­

Оглавление