буржуазии.
„Спецы". Не только подавление сопротивления, не только „нейтрализация", «о взятие на работу, принуждение служить пролетариату» 95.
Противоречивое и двойственное положение ученого в буржуазном обществе определяет его поведение в период рождения нового общественного строя.
С одной стороны, капиталистическое общество создает ученому условия для работы (другой вопрос — какие?), потребляет его научную продукцию, результаты его творческой деятельности и высоко платит ему за труд. Именно эта высоко оплачиваемая часть ученого мира особенно верно служит буржуазному строю, защищая и вооружая его идеологически против народа и прогрессивных оппозиционных сил. С другой стороны, ученый продает плоды своего труда господствующему классу; если его занятия идут вразрез с интересами буржуазного государства, ученого лишают всего, даже самого необходимого, подвергают гонениям и наказанию. Так было с известными историками общественного движения В. И. Семевским, В. Я. Богучарским, М. К. Лемке и другими, кто пытался заниматься проблемами опасными и ненужными с точки зрения господствующего класса.
Так, в Российской Академии наук определенная часть ученых проявила крайне враждебное революции и народу отношение, связав свою судьбу и свои надежды с контрреволюцией, интервенцией и эмиграцией (Кизевет-тер, Платонов и др.).
Другая, левая группа ученых доброжелательно встретила победу новой власти, стала сотрудничать с Советским государством, хотя и не вполне понимала еще смысла и значения происходивших в России событий. Это относится, в частности, к большинству русских востоковедов, работавших в Академии наук. Тяжелое положение востоковедения в дореволюционной России, безуспешная борьба лучших представителей буржуазной науки за улучшение условий творческой деятельности (В. В. Бар-тольда и др.), равнодушное отношение правительства и царских чиновников к судьбам отечественной науки — все это заставило ученых обратить взоры в сторону нового общественного строя с надеждой, что положение науки изменится. Их ожидания очень скоро оправдались. Однако самой значительной тогда была группа колеблющихся, занявших нейтральную, выжидательную позицию.
В этой обстановке основное направление борьбы Советской власти, естественно, должно было пойти по линии привлечения доброжелательно настроенных, изоляции реакционной части и борьбы за колеблющуюся часть ученых, за их привлечение и использование в культурном строительстве. И здесь большую помощь Советской власти оказывала передовая интеллигенция, которая в тех условиях становилась проводником влияния Советского государства на ученых.
Октябрьская социалистическая революция способствовала дальнейшему размежеванию в академическом лагере, обострению борьбы между различными группами ученых. Основным вопросом в спорах между учеными стало отношение к Октябрьской революции и Советской власти. Революционная действительность требовала прямого и ясного ответа на поставленный перед русской интеллигенцией вопрос, с кем она: с народом — значит с Советской властью й революцией, против народа — значит с буржуазией, контрреволюцией и интервентами.
В обращении народного комиссара А. В. Луначарского «Ко всем учащим», опубликованном 15 ноября 1917 г., содержался страстный призыв к сотрудничеству с народом: «Идите к нему на помощь. Он полон сил, он окружен