ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

вышла его первая книга двенадцатитомной «Русской истории в сравнительно-историчесокм освеще­нии». Автор работал над ней в течение 15 лет, поставив своей целью дать «социологические выводы, формулиров­ку общих законов сосуществования и развития общест­венных явлений», установить, «насколько это возможно при современном состоянии исторической науки, законо­мерности развития общественных явлений» .

Для «сравнительно-исторического» освещения автор привлек материалы по истории стран и народов Европы и Азии. В своем заключении автор говорил, что при на­писании «Русской истории» он стоял на почве экономиче­ского или  материалистического  монизма,  основателями которого считает К. Маркса и Ф. Энгельса, а продолжа­телями — Г. Плеханова и К. Каутского. В введении к пер­вому тому, выступая против марксизма, он подчеркивал: «В новейшее время хотят видеть везде, даже в духовной культуре, непосредственно классовый интерес. Автор на­стоящего труда не разделяет этой крайней точки зрения», полагая, что «для объяснения закономерностей развития духовной культуры... такой моделью должна служить те­ория развития психических типов». По его определению, «психический тип — это то же в истории духовной культу­ры, что тип экономический в истории хозяйства, тип со­циальный в истории устройства общества, тип политиче­ский в истории государства. Это такое же объединяющее, обобщающее понятие, как, например, ««натуральное хо­зяйство», «капитализм», «сословный строй», «классовый строй», «абсолютизм», «конституционная монархия», «республика» и т. д.» Своей «психологической теорией» Н. Рожков пытался подменить исторический материа­лизм— единственно верное учение о развитии общества. Такой же характер носит и выдвинутая им периодизация всемирной истории, в основе которой лежит немарксист­ское понимание хода исторического процесса. Как ви­дим, называя себя марксистом, претендуя на марксист­ское освещение истории, Н. Рожков на самом деле про­поведовал теории, ничего общего не имеющие с марксизмом, фальсифицировал и модернизировал истори­ческий процесс. Все это делалось под прикрытием марк­систской фразеологии, и в этом была особенная опасность мелкобуржуазных историков типа Рожкова. Под флагом «защиты» марксизма они вели борьбу с ним, помогая тем самым контрреволюционной буржуазии бороться с проле­тариатом и его идеологией.

В. И. Ленин постоянно указывал, что необходимо ра­зоблачать меньшевиков и в беспощадной борьбе с их псевдонаучными теориями отстаивать чистоту марксист­ского учения.

Характерна в этом отношении «История русской об­щественной мысли» Р. В. Иванова-Разумника . Исходя из субъективного идеалистического объяснения истории, автор положил в основу истории общественной мысли те­орию борьбы индивидуализма с мещанством, которую ведет интеллигенция. Под эту крайне примитивную и псевдонаучную схему он пытался подогнать богатую и разностороннюю историю передовой русской мысли Все полторы тысячи страниц его труда заполнены грубой фальсификацией истории. Антимарксистские характери­стики, которые Р. Иванов-Разумник дает Радищеву, декабристам, Пушкину, Белинскому, Герцену, Чернышев­скому, абсолютно не соответствуют исторической действи­тельности. О Герцене, например, он пишет: «Социологи­ческий индивидуализм западничества и этический инди­видуализм славянофильства были синтезированы Герценом путем философско-исторического индивидуа­лизма; с этого синтеза и берет свое начало народничест­во»47.

Для Р. Иванова-Разумника характерно полнейшее не­понимание истории русского революционного движения. Он утверждал, что революцию 1905 г. совершила интелли­генция; на протяжении всей работы «ниспровергал» марк­

Оглавление