ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

Покровский расска­зывает: «Я никогда не забуду маленького совещания в его кабинете, помнится именно в ноябре 1920 г., где Ленин развернул перед нами план, тогда испугавший нас своей, смелостью и грандиозностью, а теперь осуществляющийся в порядке обыкновенной повседневной работы, — план пе­реподготовки преподавательского состава высших школ. Всем преподавателям по общественным наукам должно

быть дано задание: изучить в кратчайший срок основы марксизма и впредь вести преподавание только по марк­систским программам». В этой же беседе В. И. Ленин указал на пути перевоспитания старых специалистов. К сожалению, указание В. И. Ленина о переподготовке преподавательского состава высшей школы по вине ру­ководителей Наркомпроса не сразу стало проводиться в жизнь. К осуществлению этого указания, писал в 1924 г. М. Н. Покровский, «мы подошли позже всего, и только недавно ввели обязательные экзамены по марксизму для лиц, претендующих занять кафедру в наших фонах. Ожидали больших затруднений — не встретили ника­ких» 158.

Упрочение Советской власти, распространение марк­систской идеологии, совместная работа с историками-боль­шевиками, успехи молодой советской исторической нау­ки—  все это не могло не повлиять на направление иссле­дований    ученых    старой    школы.    Прежде    всего   это выражалось в появлении новой тематики курсов и семи­нарских занятий. Все больше внимания уделялось вопро­сам социально-экономической истории, революционному движению, новой и новейшей истории. Заметные перемены происходили в содержании лекционных курсов по русской истории. Так, в Петроградском университете в курсах по истории России с древнейших времен до XVII в.   (читал А. И. Заозерский) и по истории XIX в. (читал А. Е. Прес­няков) больше внимания уделялось вопросам экономи­ческого   развития   страны:    истории    промышленности, сельского хозяйства,  вопросам  эволюции  крестьянского хозяйства, положению крестьян, классовой борьбе; дела­лись попытки связать историю государства, его внутрен­нюю и  внешнюю  политику с социально-экономическим развитием страны.  В лекциях по русской историографии (читал С. В. Рождественский) значительное место отводи­лось вопросам марксистской историографии и современ­ному положению науки. В этом разделе программы были следующие вопросы: «Материалистическое направление. Общие условия его образования и утверждения в русской историографии.   Платонов,   Покровский,*  Рожков   и  др. Пересмотр общей концепции русской истории. Постановка специальных проблем в областях истории экономиче­ской, социально-политической, духовной. Общие итоги и перспективы русской историографии в настоящее время. Пересмотр внешних форм индивидуальной и коллективной научной работы, исследовательской и преподавательской работы» . И хотя эта программа имела ряд принципи­альных недостатков (ничего не сказано о роли В. И. Лени­на в развитии русской историографии, а С. Платонов не­правильно оценивается как представитель материалисти­ческого направления и т. п.), тем не менее она интересна постановкой вопросов, которые раньше совершенно игно­рировались буржуазными историками. В своем отчете о прочитанном в Академии теоретических знаний  курсе истории культуры профессор Н. С. Гольдин писал: «Ввиду отсутствия у большинства слушателей определен­ных историко-теоретических и социологических позна­ний я счел необходимым изложить общее учение о факто­рах исторического процесса (характеристика отдельных факторов, их соотношение, закономерность социальной эволюции), причем с особенной подробностью была пред­ставлена теория исторического материализма и освещена на исторических примерах связь различных историко-культурных элементов с экономическим укладом общест­ва». Так под влиянием новых требований преподавате­ли общественно-экономических дисциплин начинали изме­нять содержание своих лекционных курсов и семинарских занятий.

Оглавление