ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

Люксембург, пытаясь понять их в связи с вопросами изучения истории революционного движения. В обзоре литературы по революционному движению и ре­волюции 1917 г. на первое место он ставит работы В. И. Ленина, обращая особое внимание на такие труды, как: «Государство и революция», «Выборы в Учредитель­ное собрание и диктатура пролетариата», «Детская бо­лезнь „левизны" в коммунизме». А. Е. Пресняков писал, что работы В. И. Ленина дают «не только существенный материал для истории развития революционного движе­ния, но и более ценные общие выводы, так как автор, вслед за Марксом, связывает свои партийные директи­вы с пристальным социологическим анализом основных сил и моментов этого движения» ш. Статья А. Е. Пресня­кова — это открытое признание представителем старой науки того факта, что подлинно научное, творческое изу­чение истории революционного движения возможно толь­ко при условии принятия и изучения марксистско-ленин­ской теории общественного развития. Такое заявление ученого было в 1920 г. фактом не только большого на­учного, но и политического значения.

О том, насколько серьезно и вдумчиво подходили ис­торики старой школы к изучению марксистско-ленинской теории как методологической базы  своих  исследований, говорят многочисленные факты. В этой связи обращают на   себя   внимание   фрагменты   из   записной   книжки А. Е. Преснякова о категориях исторического материализ­ма: 1) рост производительных сил; 2) политика и эконо­мика; 3) классовая борьба; 4) диалектика; 5) материали­стический монизм; 6) революция  и  эволюция.   Здесь же имеются хотя небольшие,  но  весьма ценные записи-конспекты: «История революционного движения в России» и «Изучение русской  истории  с  социологической точки зрения».

О стремлении Преснякова порвать с принципами и традициями историко-юридической школы свидетельству­ют и его работы, вышедшие в начале 20-х годов. В истори­ческих сборниках «Русское прошлое» за 1922—1923 гг. были помещены статьи «Самодержавие Николая I» и «Самодержавие Александра II», в которых А. Е. Пресня­ков широко пользуется такими понятиями, как «общест­венные отношения», «материальные интересы», «классо­вое господство». Он пытается связать историю Русского государства и самодержавия с социально-экономическим развитием страны: «Тесная связь самодержавной монар­хии с крепостническим строем общественных отношений заставляла и его сторонников, и его противников ожидать, что перестройка социального фундамента — отмена кре­постного права — поведет за собой коренную и всесторон­нюю перестройку всего государственного здания до его „увенчания" организацией верховной власти на новых „конституционных началах"»174. Как видим, изучая марксистско-ленинскую теорию, А. Е. Пресняков уже пользуется ею для объяснения явлений и событий прош­лого в своих конкретно-исторических исследованиях.

Интерес к теории исторического материализма у исто­риков старой школы все более возрастал. Расширялся круг работ К. Маркса и В. И. Ленина, которые изучались и использовались в исторических исследованиях. В запис­ной книжке А. Е. Преснякова, например, мы находим на­звания работ В. И. Ленина: «Заметки об одной реакцион­ной философии», «Аграрный вопрос и „критики" Маркса». В рабочей картотеке московского историка Я. Л. Барскова имеются записи работ К. Маркса: «Либералы у влас­ти», «Кельнский процесс коммунистов», «Нищета фило­софии», «Классовая борьба во Франции в 1848 г.» и др.; работы В. И. Ленина: «Что делать?», «Государство и ре­волюция», «Материализм и эмпириокритицизм», «Импе­риализм как новейший этап капитализма», «Лучше мень­ше, да лучше» и др. 175

Историки реакционного направления (А. С. Лаппо-Данилевский, С. Ф. Платонов, Н. И. Кареев) тоже знако­мились с марксистским учением, изучали его, но они преследовали иные цели. Главным для них было собрать как можно больше «аргументов и доводов» для борьбы против идеологии пролетариата как носителя самых про­грессивных идей XX

Оглавление