ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

В центре внимания буржуазных историков и со­циологов по-прежнему стояли вопросы о государстве. Являясь свидетелями гибели буржуазного строя, они выступали его защитниками, прибегая к самым различ­ным средствам. Государство они определяли как раз­новидность общества или как «явление общественной организованности», пытались доказать, что, как и дру­гие институты общества, оно оторвано от социально-экономической основы, равнодушно-нейтрально ко всем классам. Туманными и запутанными формулировками они старались увести читателя от понимания действи­тельной сущности и значения государства. Так, Кареев писал: «Государство относится к разряду индивидуаль­ных коллективиостей, состоя из отдельных людей, по­добно планетной системе, состоящей из отдельных небесных тел, подобно лесу, подобно рою пчел, стаду, а в человеческих обществах — семье и роду, дружине я нации и т. п.». Он утверждал, что государство появи­лось не в результате внутренних процессов социально-экономического развития общества, а путем войн или «мирного срастания мелких коллективов в более круп­ные». Власть, мораль, право рассматривались вне вре­мени и пространства, лишались классового содержания.

Для обоснования своих абстрактных антинаучных концепций и схем буржуазные историки и социологи пользовались не конкретным историческим материалом, а реакционными теориями западноевропейских фило­софов-идеалистов, отрывочными сведениями из области физики, психологии, биологии, математики и энергетики, механически перенося их в область общественных явле­ний. Антинаучность этого метода исследования вопросов общественного развития была показана В. И. Лениным еще в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.). В. И. Ленин отмечал: «Можно ли себе предста­вить что-нибудь более бесплодное, мертвое, схоластичное, чем подобное нанизывание биологических и энергетиче­ских словечек, ровно ничего не дающих и не могущих дать в области общественных наук?.. Вся эта попытка от на­чала до конца никуда не годится, ибо применение по­нятий «подбора», «ассимиляции и дезассимиляции», энергии, энергетического баланса и проч. и т. п. в при­менении -к области общественных наук есть пустая фраза. На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего лег­че, как наклеивать «энергетический» или «биолого-со­циологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее,  схоластичнее,  мертвее,  чем  это  занятие».

Вопреки историческим фактам, свидетельствовав­шим о революционном творчестве широких народных масс, идеологи буржуазии продолжали повторять свои старые догмы о якобы неспособности, инертности и консерватизме трудящихся.

При наличии ряда расхождений, реакционных буржу­азных историков и социологов объединяло одно — нена­висть к марксизму. Для всех их работ характерна ярко выраженная направленность против теории историческо­го материализма.

Поход против марксизма буржуазия начала со време­ни появления этого мировоззрения пролетариата. С побе­дой Октябрьской революции, доказавшей правильность марксистской теории, борьба с марксизмом стала для идеологов буржуазии борьбой с диктатурой пролетариа­та, с Советской властью. Именно поэтому марксистская теория подвергалась особенно сильным нападкам со сто­роны буржуазии и ее апологетов. Прикрываясь лицемер­ными заявлениями о «беспартийности», «объективности», «надклассовом характере» своей науки, они прибегали к различным средствам борьбы против марксистского ми­ровоззрения. А. С. Лаппо-Данилевский, Р. Ю. Виппер, Н. И. Кареев и им подобные нередко заявляли, что они признают марксизм, но только как одну из школ, одно из направлений в современной социологии, хотя и огра­ниченное, но имеющее право на существование в виде «рабочей гипотезы».

Оглавление