ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

лиями и помощью были спасены от гибели ценнейшие исторические документы; архивы пополнились новыми материалами. Особенно пригодились опыт и знания старых специалистов по источниковедению и археографии. В начале 20-х годов вышли в свет публикации, в подго­товке которых участвовали В. И. Пичета, С. Б. Веселое-ский, А. И. Яковлев, А. А. Шилов и др. В Археографиче­ской комиссии по подготовке к изданию документов по русской истории участвовали: А. Е. Пресняков, Н. П. Ли­хачев, Б. Д. Греков, В. Г. Дружинин, Н. С. Смирнов и дру­гие ученые.

В связи с развернувшимся архивным, строительством встал вопрос о создании квалифицированных кадров ар­хивных работников. Главное архивное управление орга­низовало в 1918 г. специальные курсы. В Петрограде на этих курсах были прочитаны лекции по теории, истории и практике архивного дела, по дипломатике государствен­ных и частных актов, по истории русских центральных и местных учреждений. Их читали историки: Е. В. Тарле, О. А. Добиаш-Рождественская, И. И. Любименко, В. В. Бартольд; архивисты: И. Л. Маяковский, Г. А. Кня­зев и др. Проводились практические занятия по изучению архивных дел и документов. На московских архивных курсах кроме лекций по архивному делу, дипломатике и палеографии были прочитаны лекции по русской и за­падноевропейской археографии, метрологии, нумизмати­ке, исторической географии.  

Разрыв, существовавший до революции между офици­альной, академической наукой и жизнью страны и народа, остро чувствовали прогрессивные ученые России. Они не­однократно пытались организовать в тех или иных фор­мах просвещение масс (народные университеты, курсы, общедоступные чтения, издание научно-популярной лите­ратуры), популяризацию научных знаний;, однако воз­можности были ограничены условиями буржуазно-по­мещичьего строя, материальными средствами и царской цензурой. Октябрьская революция не только открыла все пути передачи массам накопленных наукой знаний, но и создала необходимые для этого условия. В мае — июле 1918 г. Петроградский университет организовал общедо­ступные научные курсы, в работе которых приняли уча­стие и историки старой школы. А. Е. Пресняков читал лек­ции по истории русского государства, С. В. Рождествен­ский— по истории народного просвещения, И. М. Гревс, В. В. Струве, О. А. Добиаш-Рождественская — по всеоб­щей истории 112. 22 ноября коллегия Комиссариата народ­ного просвещения, обсудив вопрос о создании просвети­тельных организаций при высших учебных заведениях, приняла решение, в котором говорилось: «Необходимость „Просветительной ассоциации" коллегией не отвергается. Высшие учебные заведения имеют право устраивать в своих стенах отдельные лекции и курсы, но комиссари­ат, финансируя их, должен быть осведомлен о темах предполагаемых лекций и о составе лекторов. Списки лек­ций должны быть представлены в комиссариат: популяр­ных— через внешкольный отдел, списки лекций, рассчи­танных на более подготовленных слушателей,— через отдел ученых учреждений и высших учебных заведе­ний». Советское государство, поддерживая организа­цию культурно-просветительных мероприятий, вместе с тем ставило под контроль деятельность старых кадров. Профессора и преподаватели Петроградского университе­та включались в работу лекторской группы Дома ученых; историки А. И. Заозерский, А. М. Кулишер, П. А. Садиков, Б. А. Романов, С. В. Рождественский выезжали читать лекции в Лугу, Вологду, Витебск, Ярославль. Культур­но-просветительная ассоциация была создана при Казан­ском университете; в ее работе участвовали профессора и преподаватели .

Группа историков помогала организации музейного дела в стране. Профессор Казанского университета Н. Н. Фирсов участвовал в создании Музея революции в Казани, П. Е. Щеголев, М. К- Лемке, В. И. Срезнев­ский— в Петрограде. Для консультации по различным вопросам истории в Институт красной профессуры и на­учно-исследовательский институт в Петрограде пригла­шали П. И. Лященко, Е. В. Тарле и др.

Оглавление