Большую роль сыграли историки
старой школы в подготовке молодых специалистов. В Московском университете в
первые годы после революции преподавали: М. М. Богословский, Ю. В. Готье, Д. М.
Петрушевский, В. И. Пичета, А. Н. Савин; в Петроградском — С. Ф. Платонов, А.
Е. Пресняков; в Казанском — Н. Н. Фирсов, В. И. Огородников, П. Г.
Архангельский и др. У них в те годы учились: Н. М. Дружинин, М. Н. Тихомиров,
М. В. Нечкина, В. К- Яцунский, С. Д. Сказкии, Б. А. Романов, П. А. Садиков,
ставшие впоследствии крупнейшими
советскими учеными. Профессор В. И. Пичета участвовал в организации
Белорусского государственного университета
и был его первым ректором; в 1921—1922 гг. он читал там курсы «Истории
русской культуры», «Истории евреев Литвы и Польши», «Истории хозяйства Белоруссии» 117. В созданном в 1918 г.
Иркутском университете русскую историю преподавал профессор В. И.
Огородников ш. В Саратовском университете после революции работали
петроградские историки С. Н. Чернов и П. Г. Любомиров.
Еще до революции известный литературовед и историк М. К- Лемке начал издание полного собрания сочинений А. И. Герцена, но в 1916 г. оно было прекращено. После революции М. К. Лемке обратился в Совет Народных Комиссаров с предложением возобновить эту работу. Предложение было принято, и в 1919 г. вышел очередной IX том. В одном из писем М. К. Лемке (сентябрь 1918 г.) имеется упоминание о его встрече с В. И. Лениным. Он пишет, что докладывал о своей работе В. Менжинскому, И. Гуковскому и «председателю СНК Ленину, благодарившему меня за мою деятельность вообще». К сожалению, до нас не дошло более подробное изложение разговора В. И. Ленина с М. К. Лемке. Однако есть все основания предполагать, что речь шла о деятельности Лемке как историка общественного движения и издателя сочинений А. И. Герцена, за что, вероятно, В. И. Ленин и благодарил его.
М. К. Лемке был типичным представителем той части старой интеллигенции, которая без колебаний приняла Советскую власть и предложила ей свои знания и опыт. В 1920—1921 гг. он был членом редколлегии первого критико-библиографического журнала «Книга и революция», активным участником Петроградского общества по изучению истории революционного и освободительного движения в России.
Следует отметить, что в осуществлении ленинских указаний о привлечении и использовании старых кадров ученых нередко допускались серьезные ошибки. Это выражалось, с одной стороны, в недостаточно гибком и порой нечутком отношении к старым кадрам, с другой — в слабом контроле за их деятельностью. 17 апреля 1921 г. В. И. Ленин писал в Наркомпрос: «Луначарский и Покровский не умеют «ловит ь» своих спецов и, сердясь на себя, срывают сердце на всех зря. В этом ошибка Покровского» 120. И все же, несмотря на трудности и новизну этого дела, в первые годы Советской власти были достигнуты значительные успехи по привлечению и использованию старых кадров историков.
Важнейшими центрами буржуазной исторической науки накануне революции были Академия наук (ее историко-филологическое отделение, учреждения и комиссии), историко-филологические факультеты университетов и су