ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

Общежитие для ученых, приез­жающих в научные командировки, было открыто и в Москве; в годы гражданской войны начали работать несколько санаториев. Таким образом, принятие и про­ведение в жизнь ряда декретов СНК и Наркомпроса в на­чале 20-х годов значительно улучшили положение уче­ных .

Октябрьская   социалистическая    революция  открыла новую эпоху не только в экономическом, политическом, но и в культурном развитии нашей страны. В первые же годы после революции развернулась очень большая сози­дательная работа во всех  областях  культурного  строи­тельства.   Ликвидация   неграмотности,   создание новых университетов,     научно-исследовательских    институтов, школ, клубов, изб-читален, библиотечное, музейное и ар­хивное строительство, работа по сохранению и реставра­ции памятников искусства и старины — такова многогран­ная деятельность Советского государства в области куль­турного строительства ,05. Эта деятельность привлекала на сторону Советской власти всех ученых, даже из числа тех,  которые сомневались ранее в способности социали­стического строя обеспечить развитие исторической науки. Советское государство прилагало громадные усилия, что­бы создать условия для научно-исследовательской рабо­ты. В распоряжение ученых предоставлялись архивы и библиотеки.

Старые кадры историков начинали постепенно убеж­даться в прочности советского строя, в его способности обеспечить расцвет науки и культуры. От недоверия и враждебности они переходили к сотрудничеству с Совет­ской властью.

В. И. Ленин не раз указывал, что нужно подходить к специалистам науки и техники «чрезвычайно осторожно и умело, учась у них и помогая им расширять свой круго­зор, исходя из завоеваний и данных соответственной науки, памятуя, что инженер придет к признанию коммунизма не так, как пришел подпольщик-пропагандист, литератор, а через данные своей науки, что по-своему придет к при­знанию коммунизма агроном, по-своему лесовод м т. д.»  Это замечание В. И. Ленина помогает понять сложный процесс перехода старой интеллигенции на сто­рону пролетариата и признание его идеологии. В. И. Ле­нин предвидел неизбежность поворота лучшей, наиболее честной части старой интеллигенции, подчеркивая всю его сложность и продолжительность.

Чуткое и внимательное отношение партии, Советского правительства и лично В. И. Ленина к нуждам и запро­сам ученых явилось решающим фактором в изменении отношения большей части ученых к пролетарской власти. Однажды при встрече с В. И. Лениным В. И. Срезнев­ский жаловался, что в библиотеку Академии наук не­регулярно поступают выходящие листки, газеты, журна­лы, книги. «Владимир Ильич, — рассказывает В. Д. Бонч-Бруевич,— сейчас же по телефону дал указание Главлиту немедленно организовать это дело». Народному комис­сару просвещения А. В. Луначарскому «Владимир Ильич предложил выработать декрет Об обязательном экземп­ляре для библиотек, что и было в скором времени сде­лано» .

Использование лучшей части историков старой школы, перестройка их преподавательской и научно-исследова­тельской работы были одним из путей создания кадров советской исторической науки. В становлении советской исторической науки важную роль сыграли ученые старой школы, работавшие в Академии наук, в университетах, архивах и других организациях. Их привлечение к учас­тию в строительстве новой культуры началось с первых дней существования пролетарского государства. Изданием декрета 1 июня 1918 г. за подписью В. И. Ленина «О цент­рализации и организации архивного дела» было положено начало громадной созидательной деятельности в этой области . Именно здесь, на этом участке культурного строительства особенно пригодились знания и богатый опыт старых кадров историков. По предложению Нарком-проса к работе были привлечены Б. Д. Греков, А. Е. Прес­няков, В. И. Пичета, А. И. Яковлев и другие историки. Они принесли большую пользу в архивном деле, их уси­

Оглавление