Общежитие для ученых, приезжающих в научные командировки, было открыто и в Москве; в годы гражданской войны начали работать несколько санаториев. Таким образом, принятие и проведение в жизнь ряда декретов СНК и Наркомпроса в начале 20-х годов значительно улучшили положение ученых .
Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху не только в экономическом, политическом, но и в культурном развитии нашей страны. В первые же годы после революции развернулась очень большая созидательная работа во всех областях культурного строительства. Ликвидация неграмотности, создание новых университетов, научно-исследовательских институтов, школ, клубов, изб-читален, библиотечное, музейное и архивное строительство, работа по сохранению и реставрации памятников искусства и старины — такова многогранная деятельность Советского государства в области культурного строительства ,05. Эта деятельность привлекала на сторону Советской власти всех ученых, даже из числа тех, которые сомневались ранее в способности социалистического строя обеспечить развитие исторической науки. Советское государство прилагало громадные усилия, чтобы создать условия для научно-исследовательской работы. В распоряжение ученых предоставлялись архивы и библиотеки.
Старые кадры историков начинали постепенно убеждаться в прочности советского строя, в его способности обеспечить расцвет науки и культуры. От недоверия и враждебности они переходили к сотрудничеству с Советской властью.
В. И. Ленин не раз указывал, что нужно подходить к специалистам науки и техники «чрезвычайно осторожно и умело, учась у них и помогая им расширять свой кругозор, исходя из завоеваний и данных соответственной науки, памятуя, что инженер придет к признанию коммунизма не так, как пришел подпольщик-пропагандист, литератор, а через данные своей науки, что по-своему придет к признанию коммунизма агроном, по-своему лесовод м т. д.» Это замечание В. И. Ленина помогает понять сложный процесс перехода старой интеллигенции на сторону пролетариата и признание его идеологии. В. И. Ленин предвидел неизбежность поворота лучшей, наиболее честной части старой интеллигенции, подчеркивая всю его сложность и продолжительность.
Чуткое и внимательное отношение партии, Советского правительства и лично В. И. Ленина к нуждам и запросам ученых явилось решающим фактором в изменении отношения большей части ученых к пролетарской власти. Однажды при встрече с В. И. Лениным В. И. Срезневский жаловался, что в библиотеку Академии наук нерегулярно поступают выходящие листки, газеты, журналы, книги. «Владимир Ильич, — рассказывает В. Д. Бонч-Бруевич,— сейчас же по телефону дал указание Главлиту немедленно организовать это дело». Народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому «Владимир Ильич предложил выработать декрет Об обязательном экземпляре для библиотек, что и было в скором времени сделано» .
Использование лучшей части историков старой школы, перестройка их преподавательской и научно-исследовательской работы были одним из путей создания кадров советской исторической науки. В становлении советской исторической науки важную роль сыграли ученые старой школы, работавшие в Академии наук, в университетах, архивах и других организациях. Их привлечение к участию в строительстве новой культуры началось с первых дней существования пролетарского государства. Изданием декрета 1 июня 1918 г. за подписью В. И. Ленина «О централизации и организации архивного дела» было положено начало громадной созидательной деятельности в этой области . Именно здесь, на этом участке культурного строительства особенно пригодились знания и богатый опыт старых кадров историков. По предложению Нарком-проса к работе были привлечены Б. Д. Греков, А. Е. Пресняков, В. И. Пичета, А. И. Яковлев и другие историки. Они принесли большую пользу в архивном деле, их уси