ГЛАВА      ПЯТАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ И МЕНЬШЕВИСТСКО-ЭСЕРОВСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ КАДРОВ

ществовавшие при них научные общества, Археографиче­ская комиссия при министерстве народного просвещения, исторические музеи, краеведческие общества, архивы. Такие научные центры, как Академия наук, Археографи­ческая комиссия, занимались только научно-исследова­тельской работой, изучая различные проблемы отечест­венной и всеобщей истории; их сотрудники готовили пуб­ликации исторических документов, словари, указатели и т. п. Специалистов по истории и археологии готовили главным образом на историко-филологических факульте­тах университетов. И хотя в старых научных центрах рабо­тали опытные профессиональные кадры, они не смогли приступить к решению новых задач, поставленных перед исторической наукой Октябрьской революцией и развер­нувшимся социалистическим строительством.

Перед Советским государством встали  задачи созда­ния новых научных центров и коренной реорганизации старых, с сохранением   всего лучшего   и   полезного, что было накоплено буржуазной наукой, и решительной лик­видацией всего отжившего, что тормозило развитие науки. Эти задачи приходилось решать в условиях острой идео­логической борьбы. На историко-филологических факуль­тетах крупнейших университетов страны работали высо­коквалифицированные научные и педагогические кадры. Однако вся система преподавания общественных наук до революции строилась с расчетом на подготовку интелли­генции, верно служащей буржуазно-помещичьему строю, далекой от народа и его жизни, враждебной революцион­но-демократическому движению. Курсы по теории истори­ческого процесса в Московском и Петроградском универ­ситетах читали  типичные  представители  субъективного идеализма (А. С. Лаппо-Данилевский, Вен. М. Хвостов и др.

С победой социалистической революции закономерно встал вопрос о коренном изменении всей системы подго­товки кадров вплоть до порядка и условий приема в выс­шие учебные заведения. Советская власть и Коммунисти­ческая партия поставили задачу превращения высшей школы и прежде всего университетов в центры формиро­вания новой, социалистической культуры, сближения на­уки с жизнью и интересами народа, строящего социали­стическое общество. -Началась решительная перестройка, преподавания общественных наук на основе марксистской теории.

Первые мероприятия Советской власти по демократи­зации высшей школы были направлены «а изменение состава учащихся. Ленинские декреты «О приеме в выс­шие учебные заведения РСФСР» , об увеличении числа вакансий и о приеме в первую очередь лиц из среды про­летариата и крестьянства положили начало ликвидации сословного образования. Отмена вступительных экзаме­нов и платы за обучение, проведение занятий не только днем, но и в вечерние часы, стипендии для нуждающихся, организация рабочих факультетов — все это было рас­считано на то, чтобы создать самые благоприятные усло­вия для учебы нового, пролетарского студенчества. Ликвидация ученых степеней и званий и связанных с ними прав и преимуществ способствовали изменению профессорско-преподавательского состава высшей шко­лы, ее демократизации . Громадное значение для перестройки высшего образования имело «Положение о высших учебных заведениях», опубликованное в 1921 г. за подписью председателя СНК В. И. Ленина. Оно опре­делило задачи высшей школы в области учебной, научной и общественно-политической работы, ее структуру и принципы организации. Впервые за всю историю высшей шко­лы России она должна была кроме подготовки специали­стов «распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане» .

Самой сложной проблемой в создании новой высшей школы была перестройка содержания преподавания, его теоретических и методических основ. В Тезисах о преоб­разовании высшей школы, которые бурно обсуждались на июльском совещании в 1918 г, в Москве, один из пунк­тов предусматривал создание факультетов обществен­ных наук.

Оглавление