ществовавшие при них научные общества, Археографическая комиссия при министерстве народного просвещения, исторические музеи, краеведческие общества, архивы. Такие научные центры, как Академия наук, Археографическая комиссия, занимались только научно-исследовательской работой, изучая различные проблемы отечественной и всеобщей истории; их сотрудники готовили публикации исторических документов, словари, указатели и т. п. Специалистов по истории и археологии готовили главным образом на историко-филологических факультетах университетов. И хотя в старых научных центрах работали опытные профессиональные кадры, они не смогли приступить к решению новых задач, поставленных перед исторической наукой Октябрьской революцией и развернувшимся социалистическим строительством.
Перед Советским государством встали задачи создания новых научных центров и коренной реорганизации старых, с сохранением всего лучшего и полезного, что было накоплено буржуазной наукой, и решительной ликвидацией всего отжившего, что тормозило развитие науки. Эти задачи приходилось решать в условиях острой идеологической борьбы. На историко-филологических факультетах крупнейших университетов страны работали высококвалифицированные научные и педагогические кадры. Однако вся система преподавания общественных наук до революции строилась с расчетом на подготовку интеллигенции, верно служащей буржуазно-помещичьему строю, далекой от народа и его жизни, враждебной революционно-демократическому движению. Курсы по теории исторического процесса в Московском и Петроградском университетах читали типичные представители субъективного идеализма (А. С. Лаппо-Данилевский, Вен. М. Хвостов и др.
С победой социалистической революции закономерно встал вопрос о коренном изменении всей системы подготовки кадров вплоть до порядка и условий приема в высшие учебные заведения. Советская власть и Коммунистическая партия поставили задачу превращения высшей школы и прежде всего университетов в центры формирования новой, социалистической культуры, сближения науки с жизнью и интересами народа, строящего социалистическое общество. -Началась решительная перестройка, преподавания общественных наук на основе марксистской теории.
Первые мероприятия Советской власти по демократизации высшей школы были направлены «а изменение состава учащихся. Ленинские декреты «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР» , об увеличении числа вакансий и о приеме в первую очередь лиц из среды пролетариата и крестьянства положили начало ликвидации сословного образования. Отмена вступительных экзаменов и платы за обучение, проведение занятий не только днем, но и в вечерние часы, стипендии для нуждающихся, организация рабочих факультетов — все это было рассчитано на то, чтобы создать самые благоприятные условия для учебы нового, пролетарского студенчества. Ликвидация ученых степеней и званий и связанных с ними прав и преимуществ способствовали изменению профессорско-преподавательского состава высшей школы, ее демократизации . Громадное значение для перестройки высшего образования имело «Положение о высших учебных заведениях», опубликованное в 1921 г. за подписью председателя СНК В. И. Ленина. Оно определило задачи высшей школы в области учебной, научной и общественно-политической работы, ее структуру и принципы организации. Впервые за всю историю высшей школы России она должна была кроме подготовки специалистов «распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане» .
Самой сложной проблемой в создании новой высшей школы была перестройка содержания преподавания, его теоретических и методических основ. В Тезисах о преобразовании высшей школы, которые бурно обсуждались на июльском совещании в 1918 г, в Москве, один из пунктов предусматривал создание факультетов общественных наук.