Н.А. Рожков объявлял себя сторонником демократической республики, такой формы государственного устройства, в которой, по его словам, «все отдельные частности и подробности проникнуты демократизмом, духом народного верховенства»36, а по сути дела обычной буржуазной республики. Говоря о путях достижения такой «демократии», он пытался утверждать, что в России нет сил, способных осуществить требования даже демократической республики, умалчивая, конечно, о том, что рабочий класс под руководством большевистской партии боролся за Советскую республику: «Но наша демократическая республика возможна только тогда, когда мы встретим поддержку у народов всей Европы. В одиночку русский народ не может завоевать полной свободы»37. Временное правительство Н. А. Рожков объявлял идеальной формой правления.
После победы Октябрьской революции Н. А. Рожков продолжал отстаивать свои меньшевистские взгляды. В 1918 г. вышел сборник документов по истории Октябрьской революции под редакцией и с вступительной статьей Рожкова. Составители сборника (Н. Рожков и А. Попов) заявили, что ихцель «собрать воедино все главные опубликованные до сих пор материалы о происхождении и ходе переворота 25 октября»38. Вошедшие в сборник документы сопровождались небольшими комментариями. Политическая направленность сборника раскрывается в вступительной статье. Главный удар Н. Рожков направил против Октябрьской революции и декретов Советской власти. Он обвинял большевиков в разрушении народного хозяйства и в неспособности к какой-либо созидательной деятельности. Материалы сборника были подобраны так, чтобы путем фальсификации фактов подкрепить меньшевистские идеи, изложенные в предисловии. Однако эта затея не удалась, так как фактический материал неизбежно приводил читателя к совершенно иным выводам. Известно, что глашатаи меньшевизма, выступившие после Октябрьской революции с различными «теориями» и «теорийками», отрицали возможность построения социализма в нашей стране. Ярким образцом меньшевистской трактовки истории социалистических учений и марксистской теории были лекции Н. А. Рожкова по истории социализма, прочитанные им на педагогических курсах в Петрограде в 1918 г. Излагая теорию основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса (материалистическое понимание истории, теорию классовой борьбы), Рожков совершенно опускал марксистское учение о способе производства как совокупности производительных сил и производственных отношений. О полном непонимании важнейших вопросов марксистской теории свидетельствует искажение Рожковым основ экономического учения К- Маркса. Земельную ренту, например, Рожков определял не как форму прибавочной стоимости, а как «специальный доход от земли» . Не под силу оказалось историку-меньшевику вскрыть источники формирования взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, составные части марксизма, его научное и политическое значение. Он даже не ставил перед собой подобной задачи, отделываясь поверхностным сравнением учения Маркса с утопией Сен-Симона и находя между ними много общего
Историю социалистической мысли в России Н. Рожков излагал так, будто заслуга в деле дальнейшей разработки марксистской теории после смерти К- Маркса и Ф. Энгельса принадлежит исключительно Г. В. Плеханову. Заслуги В. И. Ленина он видел только в разработке аграрной теории. Н. Рожков пытался привести читателя к выводу (хотя прямо он об этом не говорил), что подлинными продолжателями, действительными марксистами в России являлись не В. И. Ленин и большевики, а меньшевики во главе с Г. В. Плехановым .
В работах Н. Рожкова по русской истории, написанных и переизданных в 1917—1923 гг., отразилась крайне противоречивая, эклектическая концепция историка-меньшевика, маскировавшегося марксистскими фразами. В 1918 г.