Было одобрено решение ЦК «о превращении издательства Главполитпросве-та в прямое партийное издательство популярно-агитационной, антирелигиозной, марксистской литературы».
В решении XII Всероссийской конференции РКП (б) говорилось: «Антисоветские партии и течения систематически пытаются превратить сельскохозяйственную кооперацию в орудие кулацкой контрреволюции, кафедру высших учебных заведений — в трибуну неприкрытой буржуазной пропаганды, легальное издательство — в средство агитации против рабоче-крестьянской власти и т. п.»57 В связи с активизацией буржуазной идеологии конференция поставила задачу: «...поднять работу научно-коммунистической мысли, дабы иметь возможность организованно вести линию „воинствующего материализма" и всей идеологии революционного марксизма (оживление работы Социалистической академии, научных кафедр коммунистических университетов, работа по завоеванию ученых органов при советских университетах и т. п.).
Поскольку громадную роль в деле борьбы с буржуазными влияниями должна сыграть советско-партийная журналистика, нужно организовать это дело в известной степени по единому плану, дав туда силы и средства». Коммунистическая партия особенно подчеркивала значение периодической печати в разоблачении буржуазной идеологии, в пропаганде и распространении марксистско-ленинской теории.
Созданные в 1918—1923 гг. советские общественно-политические и исторические журналы активно выступали против реакционных теорий и объяснений общественного развития. На их страницах систематически публиковались статьи и рецензии В. И. Невского, В. В. Адоратского, М. Н. Покровского, Г. С. Фридлянда и других историков-большевиков с критикой взглядов буржуазных и мелкобуржуазных историков и социологов. Ученые-марксисты вскрывали несостоятельность буржуазной методологии, их антимарксистский характер и антисоветскую направленность. Особое внимание было обращено на развенчание реакционных концепций исторического идеализма, циклических и эволюционных теорий, мистицизма и богословия. Интересны в этом плане работы В. И. Невского, выступившего с критикой реакционной буржуазной историографии и социологии59. В статье «Нострадамусы XX века» В. И. Невский направил главный удар против идеалистической . философии. Вскрывая реакционный, антинаучный характер буржуазной науки, В. И. Невский писал: «В области же общественных и философских дисциплин ныне господствует исключительная тяга к самым отдаленным истокам теологии. И за что бы ни брался современный буржуазный ученый, за философию, историю, психологию, этику — он в конечном счете приходит к Господу Богу и, без сомнения, критике социализма...
В статье «Реставрация идеализма и борьба с „новой" буржуазией» В. И. Невский останавливается на вопросе оживления буржуазной идеологии в связи с новой экономической политикой: «...Буржуазия пытается нанести нам удар в наших собственных укреплениях и в самое важное место, в твердыню нашей идеологии». За последнее время, отмечает В. И. Невский, появляется все больше книг по истории русской общественности и революционного движения, «которые все снова и снова пытаются чисто идеалистически объяснить и истолковать историю и развитие того великого движения, которое потрясло Россию в течение прошлого столетия. Писарев, Лавров, Бакунин,— их развитие и деятельность, даже все развитие социалистической мысли в России преподносится под идеалистическим соусом».